Sample Sidebar Module

This is a sample module published to the sidebar_top position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_bottom position below the menu.

Sample Sidebar Module

This is a sample module published to the sidebar_bottom position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_top position below the search.
2034: АМСГ Сургут
АМСГ Сургут в 2034 году

Предпосылки развития аэродрома Сургут

      Сургут – самый крупный город Ханты-Мансийского Автономного Округа, второй по размеру в Тюменской области, и один из крупнейших в Сибири. Город динамически развивается, является одним из крупнейших, культурных, промышленных центров Тюменской области и ХМАО. Сургут является транспортным узлом автомобильных и воздушных путей сообщения. Также есть железнодорожное и речное сообщение. Сургут — это стратегически важный центр нефтегазодобывающей промышленности Российской Федерации. Сургут занимает высокие рейтинги в стране по уровню дохода населения, по количеству автомобилей на 1000 жителей, входит в топ самых быстрорастущих городов, как за счет естественного прироста, так и за счет трудовой миграции из других регионов России, а также стран СНГ. Если Ханты-Мансийск является политическим центром ХМАО, то Сургут –экономическим и промышленным центром округа.
     Выгодное географическое, транспортное и экономическое положение города, наличие развитой промышленности и рабочих мест, спроса на нефть, нефтепродукты и газ в России, и в мире гарантирует дальнейшее развитие, экономическое процветание города и благосостояни е его жителей, а это развитие стимулирует увеличению численности населения. А результатом данных показателей будет являться дальнейшее развитие наземного и воздушного путей сообщения. Внешнеполитические и экономические связи России также могут оказать влияние на жизнь и развитие города. Вполне возможно, что в Сургут в будущем, ещё до 2034 года на заработки будут приезжать люди и из дальнего зарубежья – из Сирии, Монголии и других стран, а некоторые из них - на постоянное место жительства. Россия является экспортером нефти и газа, имеет деловые связи с другими нефтедобывающими странами, и как следствие, является наблюдателем организации ОПЕК (The Organisation of the Petrolium Exporting Countries/Организация стран экспортеров нефти). При благоприятном развитии международных экономических отношениях России с другими странами, и при разумном подходе есть возможность осуществить следующее: открыть в городе офис представителей стран ОПЕК, офисы представителей импортеров нефти и газа, офисы стран, с которыми Россия сотрудничает в двустороннем формате в области нефти и газа, повысить уровень университета до международного, в которых обучают нефтяным и газовым специальностям. Студенты из других стран могли бы учиться в этих университетах, а также проходить практику в ХМАО на нефтяных и газовых предприятиях, и некоторые из них трудиться на предприятиях округа, оставаясь на постоянное место жительства. Вследствие расширения сотрудничества с другими странами Сургут станет узнаваем в других странах, в том числе странах дальнего зарубежья, а также к 2034 году станет крупным промышленным, научным, экономическим центром страны (по крайней мере Сибири), снимется нагрузка на Москву и Санкт-Петербург.
     Такое развитие города к 2034 году окажет благоприятное влияние также и на развитие транспортных связей - как внутри страны, так и зарубежные транспортные связи. А для дальнейшего развития города в будущем, сохранению международных связей в дальнейшем и комфортного в нем проживания следует развивать не только нефтяную (и нефтеперерабатывающую) и газовую промышленность, но и некоторые другие виды промышленности и производства, а также науку и туризм.

Развитие аэродрома Сургут

     К 2034 году вследствие развития города, округа аэродром Сургут, и его метеорологическая часть (АМСГ города Сургут) также изменились, и получили развитие. К этому времени аэродром Сургут уже относится к классу А, с двумя полосами с искусственными покрытиями в виде асфальтобетонного покрытия. Размер ВПП увеличили, и составляет 3200×60м, построили ещё одну полосу с такими же размерами. Аэродром является основным и запасным аэродромом для ВС. Аэродром оборудован светосигнальной системой огней высокой интенсивности (ОВИ-1) с сертифицированными боковыми огнями, а также метеорологическими приборами нового поколения. Увеличились вылеты самолетов и вертолетов, открылись новые регулярные маршруты – в Ашхабад, Багдад, Берлин, Варшава, Дамаск, Дубай, Каракас, Кито, Прага, Тегеран, Улан-Батор, Эр-Рияд.
     Реконструировано здание аэровокзала, имеются в наличии современные кафе, комнаты отдыха, оборудованные душевыми, медпункт.

Развитие метеорологической части аэродрома Сургут

     Для организации безопасности воздушного движения на аэродроме Сургут в 2034 г. действует АМЦ аэродрома Сургут состоит из технической, аэрологической, синоптической групп. В метеорологической группе занимаются приемом, обработкой и распространением метеорологической информацией для потребителей как внутри аэродрома (местные сводки), так и за пределы его (METAR,SPECI). Сводки МЕТАR составляются и отправляются каждые полчаса. Специалисты синоптической группы занимаются приемом и обработкой синоптических карт с помощью новейшей программы ГИСМЕТЕО, составлением прогнозов по аэродрому и площадям. По аэродрому прогнозы составляются каждые 3 часа, по площадям – каждые шесть часов. В связи с развитием аэродрома введена аэрологическая группа. Она состоит из четырех человек. Аэрологические наблюдения за температурой воздуха, скоростью и направления ветра, характеристиками влажности, напряженностью электрического поля в воздухе проводят три раза в сутки – к 00, 07 и 12 UTC (количество аэрологических наблюдений к 2034 году пересмотрено). Между технической, синоптической, аэрологической частями, а также инженерами по приборам осуществляется оперативное взаимодействие. В крупных аэродромах страны, на которых производится значительное число полетов, не обеспечивающиеся метеорологическими характеристиками по высотам, по причине отсутствия наблюдений с помощью радиозонда в данных населенных пунктах, предусмотрены аэрологические наблюдения при аэродроме.
     Для улучшения качества прогнозов погоды по аэродрому и площадям, а также прогнозов для посадки, составления предупреждений по аэродрому, предупреждений на сдвиг ветра, мониторинга погоды на аэродроме установлен допплеровский метеорологический радиолокатор нового поколения (ДМРЛ), информативно охватывающий по горизонтали территорию в радиусе 350 км, по высоте – до 25 км. А по территории ХМАО в разных ключевых местах вне населенных пунктов – удаленные автоматические метеорологические станции с датчиками определения характеристик ветра, горизонтальной видимости, НГО, температуры воздуха, атмосферного давления, а также количества и интенсивности жидких, твердых и смешанных осадков. Данные ДМРЛ и метеорологических станций поступают на АМЦ Ханты-Мансийск и Сургут, АМСГ Нижневартовск.
     По инициативе правительства между Филиалом Севера Сибири Авиаметтелеком Росгидромета, и Обь-Иртышским УГМС для обеспечения качества безопасности полетов воздушных судов с одной стороны, и предотвращения ущерба в народном хозяйстве по метеорологическим причинам - с другой стороны налажено сотрудничество.

Новые технологии и методы в работе синоптической группы

     Развитие технологий и пересмотр некоторых положений по авиаметеобеспечению к 2034 году оказало влияние на процесс работы синоптиков – как в зоне ответственности Тюмени, так и в целом по стране. Составление прогнозов в окне ММК «Митра» синоптиком происходит не только исходя из его умозаключений, основанные на анализе синоптических карт, информации со штормового кольца и другой информации, но и при помощи программы, представляющей результаты расчётов прогнозируемых характеристик, которые включаются в прогнозы по аэродрому и по площадям. Результаты данных характеристик в этой программе получаются следующим образом: вводятся в соответствующие свободные в программе поля фактические метеорологические данные, представленные в таблице 1 (перечень станций, расположенные в площадях Сургута, вводятся в поля автоматически), после ввода этих данных программа обрабатывает, и выдает ожидаемые метеорологические параметры, которые включаются в прогнозы TAF иGAMET. При желании можно отобразить аэрологическую диаграмму. При нажатии кнопки ОК в окне составления прогнозов выводятся готовые прогнозы по аэродрому и площадям Сургута. При этом синоптик прогностические характеристики может отредактировать по своему усмотрению.
     Для стандартизации, согласованности синоптической обстановки ,атмосферных фронтов между аэродромными станциями выделена должность синоптика по обработке синоптических карт за 00 и 12 UTC в АМЦ Тюмень. Суть этого нововведения заключается в следующем. Получая синоптические карты, синоптик, находящийся в Тюмени, обрабатывает их, и отправляет по аэродромным станциям, находящиеся в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, где есть синоптики. Прежде обработки карт сотрудник принимает спутниковый снимок, на котором отчетливо отображены поля облачности, при этом грозовая активность и осадки слегка закрашены разным цветным фоном. Верхняя и нижняя граница облаков, а также их протяженность указаны в легенде космического снимка. Еще до 2034 году разработана и внедрена в метеослужбы программа, которая имеет возможность проецировать эти снимки с внутримассовой и фронтальной облачностью на синоптические карты. Синоптик, произведя первичную обработку карты, пользуясь этой программой, по щелчку мыши или определенном наборе клавиш проецирует полученный снимок на синоптическую карту. Взяв за основу фронтальную и внутримассовую облачность, а также данные карт (поля влажности, ветра, температуры, и другие данные), на которые он проецирует, проводит фронты, после чего спроецированную облачность снимает, а фронты остаются. Синоптик при необходимости может фронты передвинуть. После обработки карт, как уже было сказано выше, синоптик рассылает их по аэродромным станциям. Синоптики этих станций (в частности синоптик АМЦ Сургут) принимают эти карты ,изучают, и при необходимости затем все вместе по скайпу связываются, ив течение небольшого промежутка времени обсуждают анализ карт. После обсуждения синоптики занимаются далее своей работой–обработкой карт и составлением прогнозов.
     К этому времени уже не на всех аэродромных станциях обрабатывают синоптические карты, а только на тех, где осуществляется выпускSIGMET, AIRMET и AIREP. Кольцевые карты обрабатываются ещё пока на всех аэродромных станциях, где есть синоптическая группа. На этих станциях также применяется программа проецирования спутниковых снимков, только уже на кольцевые карты.
     На тех аэродромных станциях, где производится незначительное количество вылетов в смену, и не обрабатываются синоптические карты за 00 и 12 UTC, синоптик выходит в смену один, если это технически возможно. В случае значительного количества вылетов синоптики в смену выходят по двое.

Сотрудничество между Филиалом Севера Сибири ФГБУ«Авиаметтелеком Росгидромета», Обь-Иртышским УГМС и другими службами в 2034 году

     Сотрудничество Филиала Севера Сибири ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» и Обь-Иртышского УГМС, а также с другими службами выглядит следующим образом.
     АМЦ Ханты-Мансийск и Сургут, АМСГ Нижневартовск имеют оперативную связь с ЦГМС, при необходимости друг с другом консультируются. Метеорологические данные с округа поступают на АМЦ Сургут (и другие аэродромные станции округа) с метеорологических (в том числе автоматических) станций, принадлежащих к Обь-Иртышскому УГМС. Синоптики, учитывая эти данные, заносят их в программу и составляют прогноз погоды.
     В ЦГМС рассчитывают индекс пожароопасности по округу. При критических значениях с ЦГМС сообщают в аэродромные метеорологические службы, в частности синоптикам АМЦ Сургут, те в свою очередь сообщают руководителю полетов, а руководитель полетов пожарной лесоохране, базирующей на аэродроме Сургут, чтобы те были бдительны. При поступлении информации о появлении дыма с метеостанций, расположенных в площадях Сургута, или(и) при фиксировании спутником пожаров, точнее, очагов его возгораний, и отображении на спутниковом снимке, а также ДМРЛ, синоптик докладывает руководителю полетов координаты очагов, и высылает ему этот снимок по электронной почте. Он, в свою очередь, докладывает пожарной лесоохране, и им отправляет данный снимок. А пожарная охрана отправляет экипаж на разведку, и в случае подтверждения занимаются тушением.
     При фиксировании ДМРЛ конвективных ячеек, осадков, гроз с АМЦ Сургут поступает информация в ЦГМС Ханты-Мансийск, для более точного прогноза по округу и предупреждения ущерба в народном хозяйстве.
     На аэродроме Сургут базируется самолет и вертолет, предназначенные для борьбы с опасными явлениями для предотвращения ущерба в народном хозяйстве. При появлении мощных кучевых облаков ,возникновении сильной неустойчивости атмосферы, и если ожидается, что данные облака вследствие неустойчивости будут трансформироваться в кучево-дождевую градовую облачность, которая будет проходить над населенными пунктами, в частности над Сургутом и окрестными населенными пунктами, а также к сельскохозяйственным угодьям с ЦГМС сообщают РП соответствующего аэродрома (в пределах округа), уточняя траекторию ведущего потока, месторасположение данных облаков, их смещение. РП докладывает о поступившей информации службе, организовывающей борьбу с ОЯ. С аэродрома могут отправить либо самолет, либо вертолет. С аэродрома Сургут вылетает самолет с реагентом на борту (например, твердая углекислота). Механизм данного воздействия сводится к засеву углекислотой с самолета вершины мощного кучевого облака. При испарении измельчённой углекислоты в переохлаждённых водяных облаках создаётся сильное охлаждение (ниже −40°C) и пересыщение, что приводит к кристаллизации. Облака превращаются в смешанные, приобретают вследствие этого коллоидальную неустойчивость и дают осадки в жидком виде, как это бывает естественным образом в смешанных облаках. При подходе кучево-дождевой градовой облачности, вовремя не засеянной углекислотой, отправляют вертолет с ракетной установкой и с мелкодисперсным реагентом (йодистое серебро, либо цементный порошок). На определенном расстоянии от вышеназванных объектов вертолет приземляется, затем устанавливают ракеты, наполненные этим реагентом. При прохождении данной облачности ракеты пускают в облачность с земной поверхности, где ракета взрывается. Путём дымления реагент вносится в переохлаждённую часть облака, ответственную за образование и рост града. Микроскопические частицы йодистого серебра захватываются переохлаждёнными каплями, превращаясь в кристаллы, которые становятся искусственными зародышами града. Если в облако отправляют цементный порошок, то привязывают мешок с данным веществом к воздушному шару, наполненным легким газом. В облаке шар лопается, мешок при этом рвется, а частицы цемента там распространяются. Искусственные зародыши града вступают в конкуренцию с естественными зародышами града за содержащуюся в облаке влагу и не дают возможности градинам вырасти до крупных размеров. В результате этого в облаке образуется громадное число мелких градин, которые при выпадении из облака успевают растаять в тёплой части атмосферы и достигают земли уже в виде дождя.

Борьба с некоторыми явлениями, осложняющими выполнение полетов воздушных судов на аэродроме

     Неблагоприятные метеорологические условия временами осложняют выполнение полетов на аэродроме, осуществление взлета, посадки воздушных судов. К 2034 году с развитием аэропорта, с развитием новых технологий на аэродроме Сургут предусмотрены технические средства и действия персонала, предупреждающие некоторые из этих явлений, а именно – замерзающих осадков, гололеда, снегопада, перехода температуры через 0˚С, грозы и града, а при необходимости тумана и низкой облачности.
     Гололед – опасное явление для движения самолетов по ВПП. Для предотвращения гололеда (он образуется при замерзании переохлажденных капель дождя или мороси при столкновении их с поверхностью ВПП и температурах воздуха от 0 до -10˚С) предусмотрен подогрев, находящийся под ВПП, который нагревает ее поверхность до+2˚С. При условиях образования гололеда, а также при снегопадах (при любой температуре) включают подогрев для поддержания положительной температуры поверхности ВПП во избежание образования гололеда и накопления снега на ней. По окончании выпадении снегопада, переохлажденной мороси или дождя, и последующего испарения влаги с поверхности ВПП до сухого состояния подогрев отключают.
     Гроза и град – также опасные явления для воздушных судов, выполняющих полеты на аэродроме, а также находящихся на местах стоянки. Для предотвращения попадания молнии в воздушные суда, а также в наземные конструкции с боковой стороны крайней ВПП, и в окрестности аэродрома установлены громоотводы. Град (если он ожидается на аэродроме), предотвращается способом, описанным выше.
     Туманы и низкая облачность затрудняют выполнение полетов на аэродроме, а при достижении пороговых значений делают это невозможным. Атмосфера – неустойчивая среда, погода может поменяться в течение короткого времени. Самолеты, вылетевшие по «летным прогнозам» в пункт прогноза, из-за смены погодных условий вынуждены лететь на запасные аэродромы. Для предотвращений таких инцидентов, для удобства выполнения взлета и посадки на аэродроме Сургут (и других аэродромах) оказывается воздействие на рассеяние туманов и низких облаков. Борются с ними следующим образом. При образовании тумана, и планируемом выполнении полетов на аэродроме – взлета или посадки, а также выполнении полетов по санзаданию включают подогрев ВПП, вследствие чего температура воздуха повышается, повышается парциальное давление водяного пара, уменьшается пересыщенние водяного пара в воздухе, а также выпускают технику - автомобили с пневматическими компрессорами, из которого воздух, выходя под давлением, приводит к разгону тумана. Вследствие этих мер туман рассеивается, либо происходит увеличение видимости на аэродроме, позволяющие производить полеты, после чего воздушные суда выполняют полеты на аэродроме, осуществляют взлет и посадку. В теплое время года с помощью пушек, установленных на автомобилях, также рассеиваются реагенты (частицы йодистого серебра), которые служат ядрами конденсации для жидких частиц тумана, после чего частицы утяжеляются, и туман оседает.
     Для борьбы с низкой облачностью предусмотрен дирижабль, который также базируется на аэродроме Сургут. При появлении низкой облачности, и ожидаемом выполнении полетов на аэродроме Сургут, а также перед выполнением полетов по санзаданию, он поднимается в низкую облачность с углекислотой, распыляет в облачности углекислоту(сухой лед), что приводит дополнительные кристаллы с более низкой температурой, после чего происходит укрупнение облачных частиц и выпадение их в виде слабого снега.
     При выполнении полетов по санзаданию при неблагоприятных условиях в населенном пункте, откуда поступил вызов, вылетают два вертолета, один за пациентами, другой – с реагентами на борту для рассеяния низкой облачности или тумана и осуществления посадки и взлета, и выполнения задания. При совсем неблагоприятных условиях по району полетов, при низкой облачности, распространенной на значительной территории, предусмотрен дирижабль медицинской помощи, который с персоналом вылетает в населенный пункт, из которого поступил вызов.

Заключение

    При разумном подходе к развитию страны, аэродромов страны, и вообще метеослужбы в частности можно прийти к результатам, изложенным в данном рассказе. При таком развитие аэродрома, аэродромных метеослужб, метеослужб ЦГМС, УГМС, развитию взаимодействию между ними, а также с другими службами приведет к эффективности выполнения полетов на аэродроме, к росту качества выполняемых услуг, и предотвращению значительного числа убытков, материального ущерба, приведет к повышению уровня жизни. Описание видения развития аэродрома Сургут и метеослужбы аэродрома к 2034 году, их взаимодействие с другими службами предполагает подобное развитие аэродромов, метеослужб, взаимодействие метеослужб аэродромов с другими службами, борьбу с неблагоприятными условиями погоды в целом по стране.
     Спасибо за внимание.

АМСГ Сургут, Кожаков Н.В.
Конкурс "Каким я вижу гидрометеорологическую службу в 2034 году" Открыть список работ